Почему выгодно инвестирование в онлайн-образование
Содержание статьи
Онлайн-образование предоставляет инвесторам множество преимуществ. Во-первых, оно доступно для людей по всему миру, и инвесторы могут использовать интернет для привлечения большего количества студентов. Во-вторых, инвестирование в онлайн-образование позволяет инвесторам получать прибыль без необходимости вкладывать большие количества денег в строительство или покупку зданий. Третьим преимуществом является то, что инвесторы могут получать прибыль независимо от того, где находятся их студенты. Это означает, что инвесторы могут привлекать студентов из любой точки мира и получать прибыль без необходимости присутствия в офлайн-формате.
Общие сведения
Никто не спорит о том, что образование имеет большую гуманитарную ценность: чем больше в обществе образованных людей, тем ниже преступность, выше уровень толерантности и даже больше продолжительность жизни, поскольку человек, обладающий знаниями, разумно заботится о своем здоровье. А насколько выгодно образование с экономической точки зрения для гражданина и для государства?
Систематический анализ образования как формы инвестиций в человеческий капитал ведется с начала 1960-х годов. Пионерами в этой области стали американские ученые Теодор Шульц и Гари Бэккер.
В настоящее время существует много исследований на эту тему – зарубежных и отечественных, которые приходят порой к диаметрально противоположным выводам.
Частные выгоды от образования очевидны
19 октября специалисты Института образования НИУ ВШЭ вновь вернулись к этой проблеме, посвятив очередной семинар обсуждению вопроса о том, какие инвестиции в образование ведут к экономическому росту? На этот раз с докладом выступила профессор Департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ Марина Колосницына.
В своей работе она ставила задачу на основе международного сопоставительного анализа и эконометрических методов выявить взаимосвязи между показателями масштабов финансирования образования и экономического роста в двух группах стран – входящих и не входящих в ОЭСР. Две выбранные группы стран отличаются уровнем экономического развития: ОЭСР – так называемый «клуб богатых стран» (их всего 32); вторая группа – 59 развивающихся стран с относительно низкими доходами. Россия относится к этой группе, но считается одной из самых богатых в этой когорте.
С точки зрения частного лица образование выгодно и в богатых, и в бедных странах – в последних эта выгода даже более очевидна.
Так, в странах с высокими доходами отдача (денежная премия) от каждого дополнительного года обучения составляет 8,8%, а в странах с низкими доходами – 9,3%. Это объясняется малой конкуренцией среди квалифицированных работников на рынке труда в развивающихся странах, где каждый образованный человек в цене. Вместе с тем, поскольку экономика в таких странах развита слабо, не все специалисты находят свое место на родине: многим приходится уезжать за рубеж в поисках лучшей доли, но там им приходится сталкиваться с другой проблемой – высокой конкуренцией. Кстати, утечка умов характерна не только для бедных стран, но и для России, где хорошие специалисты в поисках более оплачиваемой работы уезжают не только за рубеж, но и мигрируют внутри страны, уезжая из депрессивных регионов в столичные города и другие крупные мегаполисы. По этой причине региональные рынки труда лишаются квалифицированных кадров, поскольку не в состоянии предложить им достойные вакансии с конкурентной зарплатой.
В странах ОЭСР процент трудоустройства среди людей в возрасте от 25 до 64 лет с высшим образованием – 85%, со средним профессиональным – 75,6%, с более низким уровнем образования – 57,4%. Российские показатели близки к указанным и составляют 81,3%, 71,5% и 51,1% соответственно. Мы видим, что безработица среди людей с профессиональным образованием значительно ниже, чем среди тех, кто не оканчивал вузы и колледжи. Примечательно, что данные по трудоустройству в развивающихся странах практически отсутствуют – целенаправленно там статистику на эту тему не собирают.
Но в любом случае для частного лица получение образования выгодно, поскольку оно повышает шансы на трудоустройство, причем с более высокой заработной платой.
На образование не скупятся ни бедные, ни богатые страны
В последнее время резко возросли расходы развивающихся стран на образование: по данным World Development Indicators за 2015–2018 годы, Вьетнам тратил на эти цели 4,2% ВВП, Колумбия – 4,5% ВВП, Бразилия – 6,2% ВВП.
Казалось бы, это уже сопоставимо с расходами благополучной, социально-ориентированной Швеции (7,7% ВВП) или Норвегии (7,9% ВВП). Россия с ее 3,7% ВВП на этом фоне смотрится более чем скромно. Однако надо понимать, что объем ВВП в бедных странах несопоставим с развитыми, и в абсолютных цифрах затраты на 1 студента там на порядок меньше.
Для сравнения: если Швеция тратит на 1 студента 21,8 тысячи долларов в год, Норвегия – 23,5 тысячи долларов, то Бразилия – 4,9 тысячи долларов, Вьетнам – 2,1 тысячи долларов (данные за 2015 год в международных долларах по паритету покупательной способности).
Россия за тот же период и в той же валюте тратит 4,8 тысячи долларов на каждого учащегося в вузе, а расходы семей на высшее образование, по данным Education at a Glance за 2018 год, в нашей стране составляют 16% (средний показатель по ОЭСР), а по данным другого источника, ВПО-1-2020 (сводная статистика российских вузов за 2020 год), эта цифра достигает 33%, поскольку в данном случае учитывались не только расходы семей, но и организаций. И это сопоставимо с аналогичными показателями Австралии, Новой Зеландии и Канады.